Конспект урока на тему: «Антонимы. Знакомство со словарём антонимов»

Тип матеріалу: 
Предмет: 
Навчальний рівень: 

​Кузьменко Лілія Миколаївна, вчитель російської мови Миколаївського навчально-виховного комплексу «Загальноосвітня школа I-III ступенів - міжшкільний навчально-виробничий комбінат» Кузьменко Лілія Миколаївна,

вчитель російської мови вищої категорії,

старший вчитель Миколаївського навчально-виховного комплексу

«Загальноосвітня школа I-III ступенів - міжшкільний навчально-виробничий комбінат»

Білгород-Дністровського району Одеської області

Цель: ознакомить учащихся с антонимами, словарём антонимов, научить употреблять и распознавать антонимы в устной и письменной речи, показать их роль в речи и в художественных произведениях; развивать умение обеспечивать с помощью антонимов уместность, правильность и выразительность речи; совершенствовать навыки пользования словарём; воспитывать любовь к труду, положительные черты характера

Оборудование: компьютер, рисунок, учебник, 3 листа бумаги А4, кружки красного и зелёного цветов (по количеству учащихся), словарь антонимов, карточки антонимических пар (по количеству учащихся), лото, микрофон

Ход урока

 I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Учитель: -- Сегодня, ребята, мы с вами снова в гостях у госпожи Лексикологии. Этот раздел науки о языке мы изучаем уже на протяжении нескольких уроков. Вы уже владеете знаниями по этому разделу, а насколько хорошо, мы сейчас и проверим.

1. Игра «Светофор» ( у каждого учащегося на парте лежат кружки красного и зелёного цветов. Учитель читает утверждение, а учащиеся поднимают кружок соответствующего цвета -- зелёный (если утверждение правильное), красный  (если утверждение неправильное)

1.Лексикология – раздел науки о языке, изучающий слова (их значение, происхождение, употребление. (Зелёный)

2. Основной единицей языка является слово.  (Зелёный)

3. Все слова в русском языке имеют прямое лексическое значение.  (Красный)

4. Словосочетание «золотое сердце» употреблено в переносном значении.  (Зелёный)

5. Все слова в русском языке являются многозначными.  (Красный)

6. Различают группы слов по значению: синонимы, антонимы, омонимы. (Зелёный)

7. Синонимы -- это слова, одинаковые (или близкие) по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. (Красный)

2. Беседа с учащимися:


? -- Почему вы считаете последнее высказывание неправильным? А какие же слова называются синонимами?

(Ответы учащихся)

3. Проверка домашнего задания


Учитель: -- Какое домашнее задание было задано? Что в нём нужно сделать?(взаимопроверка домашнего задания – учащиеся меняются тетрадями друг с другом по парте) -- необходимо подобрать синонимы к словам сильный, учитель, идти

 Сильный --
смелый, храбрый, бесстрашный, отважный, мужественный, удалой, лихой, безбоязненный

 Учитель -- педагог, преподаватель, наставник

 Идти -- шагать, ступать, вышагивать, шествовать

4. Задание: подберите русские синонимы к иноязычным словам (слова высвечиваются на компьютере)

    
Турист                                                                 (путешественник)

    
Алфавит                                                              (азбука)

     Гигант                                                                 (великан)

    
Коллекционировать                                           (собирать)

Учитель: -- Ребята, скажите, а с какой целью используются синонимы в предложении?

 (Помогают точнее выразить свою мысль; чтобы избежать повторения одних и тех же слов)

 III. Объявление темы и целей урока

Учитель: -- Сегодня на уроке мы с вами продолжим наше путешествие по стране лексикологии и ознакомимся ещё с одной группой слов – антонимами. Научимся находить антонимические пары в предложениях; определим, какую роль играют эти слова в устной речи и в художественных предложениях, а также ознакомимся с новым словарём --  со словарём антонимов.

IV. Работа над темой урока

1. Рассмотрение рисунка на доске

Учитель: - Ребята, давайте рассмотрим этот рисунок (учитель показывает рисунок, прикреплённый к доске)

 1. Дерево растёт на правом берегу, а куст на …         (левом).

? -- Какие слова противопоставляются?                    (правом – левом)

2. Мы также видим две лодки: лодка, находящаяся близко, и лодка, находящаяся …                                                                           (далеко)

3. К лодке подходит  двое мужчин: высокий и …   (низкий), толстый и …

(тонкий), у одного из них ноша лёгкая, а у второго …       (тяжёлая).

Учитель: - ? Так какой вывод мы можем сделать из этих примеров? Какие слова называются антонимами?

                                                            (Ответы учащихся)
           

2. Объяснение учителя

Учитель:
-- Антонимы (с греческого anti – против, onyma – имя) – это слова с противоположным значением..

Антонимы – это слова одной части речи, которые используются с целью противопоставить признаки, действия, предметы. С этой целью антонимы широко используются в художественной литературе: в пословицах, поговорках. Их также часто используют писатели, поэты, публицисты.

Задание: прослушайте четверостишие и определите, какие слова в нём противопоставляются.

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо -- песнь заводит,

Налево -- сказку говорит.

                                                      (А.С.Пушкин)

Учитель: -- Употребление антонимов делает нашу речь богаче, выразительнее. В этом нам могут помочь словари антонимов. Давайте послушаем наших библиографов, которые познакомят вас с новым словарём -- словарём антонимов

          (сообщение учащихся о словаре антонимов – индивидуальные задания)

Библиограф 1   (показывает учащимся словарь)

«Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р.Львова  -- это полезный каждому ученику справочник. Он поможет развить письменную и устную речь, сделать её более выразительной, образной, яркой.

Всего в словарь включено более шестисот антонимических пар. При их отборе автор руководствовался принципом распространённости, употребительности, то есть включил в словарь те антонимы, которые часто используются в речи и литературе.

Пользуясь словарём, можно узнать, как образуются антонимические пары (например, увеличивать – уменьшать), как образуются словообразовательные ряды антонимов (например, высокий – низкий), как антонимия сочетается с синонимией, то есть как сочетаются синонимические антонимы (например, молодой – старый).

Всё это очень важно знать для того, чтобы правильно использовать антонимы при беседе, в выступлениях, сочинениях. Нужно помнить, что умело включённые в речь антонимы могут сделать фразу острой, убедительной.

Библиограф 2

Основную часть «Школьного словаря антонимов русского языка» составляют словарные статьи. Кроме этого, в словаре есть алфавитный указатель, вводная статья «Как пользоваться словарём», список принятых сокращений и перечень словарей и справочников, использованных автором при подготовке этого пособия.

Словарные статьи расположены в алфавитном порядке по одному из членов антонимической пары.

В «Школьном словаре антонимов русского языка» соблюдена традиция употребления на первом месте слов, обозначающих начало чего-либо (первый – последний), привычную последовательность во времени (утро – вечер),  или в пространстве (близкий – далёкий), положительное качество (добро – зло), большие размеры чего-либо (сильный – слабый). Когда указанных значений нет, члены антонимической пары даются по алфавиту (белый – чёрный).

В основном словарные статьи составлены для антонимических пар имён существительных (молодость – старость), прилагательных (молодой – старый), глаголов (молодеть – стареть), наречий (внизу – вверху).

Библиограф 3

Структура каждой словарной статьи единая: вначале привидится единая антонимическая пара, затем даётся толкование значения слов  -- членов антонимической пары, вынесенной в заголовок, потом следуют примеры-иллюстрации, далее приводятся гнёзда однокорневых антонимов, синонимические пары антонимов и в завершение – толкования антонимов в переносном значении.

Большое место в словарных статьях отводится текстовым иллюстрациям, то есть примерам из произведений литературы. Их цель – показать употребление заголовочной пары антонимов в разных оттенках значения и в разных сочетаниях. Примеры, как правило, включают оба члена антонимической пары в одном предложении или отрывке текста. Это позволяет не только проиллюстрировать значение каждого слова, но и показать употребление антонимической пары как единства: После перенесённого страдания князь Андрей чувствовал блаженство, давно не испытанное им. (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

3. Работа с учебником (с. 116) -- прочитайте теоретический материал учебника на странице 116 и скажите: всё ли мы с вами сказали об антонимах?

(Не сказано о том, что антонимами могут быть имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия, а также однокоренные слова)

V. Закрепление темы урока. Выполнение тренировочных упражнений

1. Игра «Наоборот» (Упражнение 308)

Задание:
прочитайте стихотворение Дж.Чиарди. Вместо точек подберите к выделенным словам рифму. Запишите пары слов с противоположным значением. Как называются слова с противоположным значением?

(Высоко – низко; далеко – близко; потолок – пол; потерял – нашёл; трус – храбрец; начало – конец).

2. Выборочный диктант

Задание:
прослушайте загадки. Найдите к ним отгадки-антонимы, запишите антонимические пары.

 1. Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой,

и в бутылке лимонада,

а зовут меня … (прохлада).          

2. Я антоним шума, стука,

без меня вам ночью мука.

И для отдыха, для сна,

да и в школе я нужна.

Называюсь …  (тишина).

 (Зной – прохлада, шум – тишина)

3. Игра «Лото»  (работа в парах)


(У каждой пары на парте карточка с 7 словами и набор слов-антонимов к этим словам)

Задание: подберите к каждому слову соответствующий антоним

(Слова на карточке: богатый, темнота, нищий, глубокий, главный, узкий, работа.

 Слова-антонимы (набор): бедный, свет, богатый, мелкий, второстепенный, просторный, безделье)

                                       (Проверка учителем работы в парах)

4. Игра «Догонялки»

Задание:
учитель называет слово, а учащиеся по очереди подбирают к нему антонимы.

       Рано                                (поздно)

       День                                (ночь)

       Умный                            (глупый)

       Война                              (мир)

       Грустный                        (весёлый)

       Молодой                         (старый)

       Молчаливый                   (болтливый)

       Злой                                 (добрый)

       Большой                          (маленький)

       Просторный                    (тесный)

       Храбрый                          (трусливый)

       Ленивый                          (трудолюбивый)

       Вверх                               (вниз)

       Далеко                             (близко)

5. Работа со словарём антонимов

(На парте у каждого карточки антонимических пар (со словаря антонимов) –

Добро –зло, правда – ложь)

Добро – зло  (чтение учащимися, что обозначает каждое слово)

Учитель: -- ? Ребята, как вы думаете, где очень часто противопоставляются эти понятия «Добро -- зло»?

(В художественных произведениях, особенно в сказках – например, в сказке «Снежная Королева» -- Герда и Снежная Королева)

Правда – ложь (чтение учащимися, что обозначает каждое слово)

Учитель: -- ? Ребята, а знаете ли вы пословицы с этими антонимами?

                                   (Лучше горькая правда, чем сладкая ложь)

6. Игра «Кто быстрее?»

(На экране высвечиваются начало пословиц, нужно их закончить и назвать антонимические пары в каждой из них)

    
1. Какова загадка, такова … (отгадка).                               (Загадка -- отгадка)

   
 2. Хороша книга, да чтец … (плох).                                   (Хороша – плох)

    
3. Маленькое перо, да …  (большие) книги пишет.         (Маленькое – большие)

    
4. Кто хочет больше знать, тому надо … (меньше) спать.    (Больше -- меньше)

    
5. От доброго не бегай, а … (худого) не делай.                   (Доброго – худого)

Учитель: -- Ребята, объясните, как вы понимаете смысл пословицы «Кто хочет больше знать, тому надо меньше спать»             (Ответы детей)

7. Самостоятельная работа
(Упражнение 312) – перевести словосочетания с украинского языка на русский, подчеркнуть антонимические пары

       (Високий будинок -- низкий дом, широка дорога – узкая дорога, знаходитися далеко – находиться близко, сильна спека – сильный холод, гіркий плід – сладкий плод, важкий пакет – лёгкий пакет, жорсткий характер – мягкий характер, стежина вела вгору – дорожка вела вниз, до побачення – здравствуй, прийти

рано – прийти поздно, сумний настрій – весёлое настроение, відповісти письмово – ответить устно).

                             (Проверка учителем выполнения учащимися работы)

8. Игра «Кто первый?»
             (соревнование между рядами)

          Задание:
на отдельных листах бумаги ученики каждого ряда по очереди должны написать по одной антонимической паре и передать этот листок учителю (начинать с учеников, сидящих за последней партой)

VI. Подведение итогов урока

       
1. Приём «Микрофон» (учитель берёт интервью в учащихся)

         
-- Представьтесь, пожалуйста. Скажите, с какой новой темой вы сегодня познакомились на уроке русского языка?

          -- Что называется антонимами?

          -- Для чего используются антонимы?

          -- Какие впечатления от сегодняшнего урока (понравился, нет, почему)?

        
 -- Ваши пожелания на будущее.

          -- Спасибо за интервью.

(Учитель оценивает работу учеников на уроке, комментируя каждую оценку)

 
VII. Домашнее задание

       
Выучить правила (с.116), Упражнение 316 (списать пословицы, вставляя подходящие по смыслу антонимы, подчеркнуть антонимические пары. Устно объяснить смысл одной из пословиц) 

                                                            Правда – ложь

        
То, что соответствует действительности, истина. – Неправда, намеренное искажение истины, обман.

         Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека. (М.Горький «На дне»). Закон нашей жизни – правда. Ложь – это худшее, что может быть в человеке. (Г.Медынский «Повесть о юности»)

         Гнёзда антонимов:
правдивый – лживый, правдиво – лживо (наречия), правдивость – лживость.

         Синонимические пары: истина – ложь, правда – неправда, правда – обман, правда – враньё (разг.).

 

                                                               Добро – зло

Всё положительное, хорошее, всё то, что хорошо, полезно, приятно. Всё отрицательное, плохое, всё то, что плохо, вредно, неприятно.

                       Меж ними всё рождало споры

                       И к размышлению влекло:

                       Племён минувших договоры,

                       Плоды наук,
добро и зло.

                                                                  А.С.Пушкин «Евгений Онегин»


Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или же сорняки зла погубили их. (С.В.Михалков «Всё начинается с детства»).

Гнёзда антонимов:
добрый – злой, добрый – злобный, добродушный – злобный, доброта – злоба, доброта -- злость, добродушно – злобно (наречия), подобреть – обозлиться.

       



          



















       

До публікації на сайті Освітнього порталу "Академія" приймаються нові авторські конспекти уроків; методичні розробки; сценарії виховних заходів; зразки шкільних творів та переказів, які відповідають новій навчальній програмі.