Конспект урока на тему: «Местоимение. Личные местоимения. Употребление форм притяжательных местоимений. Указательные местоимения»

Тип матеріалу: 
Предмет: 
Навчальний рівень: 

Кузьменко Лілія Миколаївна, вчитель російської мови  Миколаївського навчально-виховного комплексу «Загальноосвітня школа I-III ступенів - міжшкільний навчально-виробничий комбінат»Кузьменко Лілія Миколаївна,

вчитель російської мови вищої категорії,

старший вчитель Миколаївського навчально-виховного комплексу

«Загальноосвітня школа I-III ступенів -

міжшкільний навчально-виробничий комбінат»

Білгород-Дністровського району Одеської області

 


Цель: систематизировать знания учащихся о личных местоимениях (полученных на уроках украинского языка); ознакомить детей с употреблением форм притяжательных местоимений, с новым разрядом – указательными местоимениями; совершенствовать орфографические и орфоэпические умения и навыки учащихся, навыки правильного и уместного использования местоимения в собственных высказываниях; воспитывать самостоятельность, чувство товарищества, соперничества, коллективизма

Оборудование: цветик-семицветик (на лепестках вопросы о частях речи), картинка сказочного героя Лесовика, названия станций, картинка яблока (с заданиями на обороте), маршрут путешествия, шкатулка (с загадками), карточки «ДА», «НЕТ» (по количеству учащихся), микрофон, девиз на доске «Один за всех и все  –  за одного!», компьютер

Ход урока

I. Организационный момент

II. Объявление темы и целей урока

1. Мотивация учебной деятельности  (слово учителя)

–  Ребята, сегодня урок русского языка  –  необычный: урок-путешествие. Нам с вами предстоит отправиться в сказочную страну Местоимение. По пути мы сделаем очень много открытий, попадём в приключенческие ситуации, встретимся с трудностями, побываем на разных остановках. Конечная станция нашего маршрута – страна «Местоимение». А путешествовать мы будем на поезде, в котором 2 вагона. Чтобы наше путешествие было организованным, целеустремлённым и мы успешно прибыли на станцию «Местоимение», нам необходимо избрать проводников каждого вагона (учитель называет детей в роли проводников). Предлагаю выбрать девизом нашего урока следующий: «Один за всех и все – за одного!»

(запись учащимися в тетрадях: Число, Классная работа, Тема урока)

Учитель: – Итак, ребята, в путь! Не бойтесь трудностей! Мы обязательно вместе их преодолеем! Ведь цель нашего урока – ознакомиться с новой частью речи  –  местоимением, его разрядами, с употреблением форм некоторых из них. Но в начале пути мы должны ответить диспетчеру на вопросы, иначе он наш поезд не отправит.

III. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Игра «Цветик-семицветик» (учащиеся срывают лепестки цветка с написанными на них вопросами и отвечают на них)

–  Какой раздел науки о языке изучает части речи?

–  Сколько всего частей речи в русском языке вы знаете?

– На какие группы делятся все части речи?

–  Каких частей речи больше: самостоятельных или служебных?

–  К группе каких частей речи относится местоимение?

–  Какие самостоятельные части речи вы ещё знаете?

– С какой частью речи сходно местоимение?

IV. Работа над темой урока

1. Рассказ учителем сказки  (проблемное задание: прослушав сказку, найти слова, которые не называют предметы (их признаки и количество), а только на них указывают).

Сказка

В далёкие древние времена в одном царстве-государстве у подножья горы жили добрые и весёлые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку от этого царства среди мрачных скал, в горах, жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность людей. Она долго ломала голову над тем, как бы навредить своим счастливым соседям, чтобы они престали работать, веселиться и радоваться жизни. И наконец она придумала – схватила волшебную палочку и прокричала: «Пусть эти счастливчики забудут свои имена, пусть дети забудут названия всего, что их окружает!».Злая колдунья сказала: «Вот теперь-то они обязательно рассорятся, не понимая друг друга. Придёт конец их счастью и радости!».

Действительно, через некоторое время в сказочном царстве уже царил беспорядок, Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Ещё ничего не понимая, они пытались объяснить случившееся, объясниться друг с другом, но у них ничего не получилось. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких, названия всего, что их окружало. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей, они не знали. И от этого очень страдали.

Но вот однажды в это царство случайно попал древний мудрец с длинной седой бородой. Люди бросились ему навстречу и поведали о своём горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья. «Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, – пообещал мудрец. – А пока я дам вам слова вместо имён и названий, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица и предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимая друг друга, не называя имён и предметов.

Например, каждый из вас о себе будет говорить «я»; если вас будет много, то скажете  – «мы». Обращаясь к кому-либо, говорите «ты», а если к незнакомым лицам, то «вы».

Рассказывая о ком-то или о чём-то, говорите «он», «она», «оно», если их много – «они».

А пока прощайте. Я иду к злой колдунье за вашими именами».

? –  Какие слова не называют имён, а только на них указывают?

2. Выборочный диктант  (учащиеся выписывают в рабочие тетради местоимения из сказки – я, мы, ты, вы, он, она, оно, они).

I станция – «Ознакомительная»

1. Работа с  учебником (чтение учащимися самостоятельно теоретического материала – стр.180-182)

? – Что мы можем сказать о выписанных из сказки местоимениях? К какому разряду они относятся?

? – Какую роль в языке выполняют местоимения?

Учитель: – А вот, ребята, и первое испытание на нашем пути. На невидимые рельсы склонились ветви чудесной яблони, одно яблоко которой препятствует нашему дальнейшему путешествию. Продолжить свой путь мы сможем, только решив задание, записанное на этом яблоке.

Задание: перевести словосочетания с украинского языка на русский. Найти и подчеркнуть местоимения, определить их разряд.

Звернутися до нього, розповісти тобі, пояснити мені, передати їй, бути з ним, радіти разом із ними, роздати їм, працювати з тобою, глянути їй у вічі, згадати про них, допомогти йому.

(Проверка выполненной работы)

II станция – «Притяжательные местоимения»

(На экране компьютера высвечиваются слова, учитель объясняет название «притяжательные» местоимения:

мой (моя, моё, мои)

твой (твоя, твоё, твои)

наш (наша, наше, наши)

ваш (ваша, ваше, ваши)

свой (своя, своё, свои)

его, её, их

(Все эти местоимения указывают на принадлежность чего-либо говорящему, слушающему либо тому, о ком или о чём говорится и отвечают на вопросы чей? чья? чьё?чьи?)

Учитель: – Но наш поезд не может следовать дальше, если мы с вами не сравним употребление притяжательных местоимений в украинском и русском языках

          (На экране компьютера высвечивается таблица

По-русски По-украински

мой мій

твой твій

свой свій

их їх (неживий предмет)

їхній (живий предмет)

Учитель акцентирует внимание учащихся на употребление в русском языке притяжательного местоимения «их» – нет формы употребления «ихний»)

         Учитель: – На нашем пути, дети, новое испытание – Лесовик: он подготовил вам задание поработать в парах (учитель раздаёт на каждую парту карточку)

         Задание: вставьте необходимые по смыслу притяжательные местоимения (из слов для справок)

1. Мы быстро собрали  …  вещи.

2. Вот тебе …  рука.

3. Нам нужно закончить  …  дела.

4. Мне нравится …  характер.

5. Расскажи мне, пожалуйста, о  …  делах.

6.  Вот тебе …  карандаш.

Для справок: моя, мой, свои, наши, твой, своих.

(Проверка выполненной работы)

Учитель: – Чтобы отправиться дальше, предлагаю вам поиграть в игру «Аплодисменты»

Задание: услышав притяжательное местоимение, хлопать в ладоши (ваша, лето, имя, моё, семья, их)

Учитель: – А наше путешествие продолжается и мы успешно прибыли на следующую станцию – «Указательные местоимения».

? – Ребята, как вы думаете, почему эти местоимения так называются – «Указательные»?

(Ответы детей)

(Объяснение учителя: на экране компьютера высвечиваются слова:

этот (эта, это,эти)

тот (та,то,те)

такой (такая, такое, такие)

таков (такова, такого, таковы)

столько  – указывают на конкретные предметы (или признаки), но не называют их

Учитель: – А сейчас предлагаю вам поработать в группах (по вагонам) – проводники вагонов должны обеспечить работу своей группы

(Каждая группа получает карточку с заданием)

Задание: восстановите и запишите предложения, вставляя подходящие по смыслу указательные местоимения.

I группа

1. Я уже смотрел …  фильм.                      (этот)

2. Что ты хочешь …  сказать?                   (этим)

3. Повсюду было …  разных цветов.        (столько)

II группа

1. Мы долго не могли найти … парк, о котором нам рассказывали.     (тот)

2. Кажется, я тебе показывал … фотографию.                                         (эту)

3. У нас в школе …  порядок.                                                                    (таков)

(Проверка выполненной работы по группам)

Учитель: – Успешное выполнение обеими группами заданий даёт нам возможность продолжить наше путешествие, но снова на нашем пути препятствие – шкатулка «Загадки-шутки». Вы любите отгадывать загадки? 

(Ответы детей)

1. Какое личное местоимение читается одинаково справа налево и слева направо? (оно)

2. Какое местоимение требует чистоты?                                                   (мой)

3. Какое местоимение можно считать самым хвастливым и самым скромным? (я)

4. Какие три личные местоимения самые чистые?                         (вы-мы-ты)

Учитель: - Последнее препятствие успешно преодолено и мы с вами прибыли на последнюю станцию – планету «Страна Местоимение». Предлагаю вам снова поиграть в игру, которая называется «ДА», «НЕТ».

Условия игры таковы: прослушав утверждение, вы должны поднять соответствующую карточку : «ДА» – если утверждение правильное, «НЕТ» – утверждение неправильное

1. Местоимение относится к группе самостоятельных частей речи    («ДА»)

2. К личным относятся местоимения этот, тот                                  («НЕТ»)

3.Притяжательные местоимения указывают на принадлежность и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?                                                                         («ДА»)

V. Подведение итогов урока

1. Приём «Микрофон»

(Учитель оценивает работу учеников на уроке, комментируя каждую оценку)

VI. Домашнее задание

Выучить правила (с.180-187), упражнение 491 (6 пословиц списать, подчеркнуть в них местоимения, указать их разряд)

Карточка (работа в парах)

Задание: вставьте необходимые по смыслу притяжательные местоимения (из слов для справок)

1. Мы быстро собрали  …  вещи.

2. Вот тебе …  рука.

3. Нам нужно закончить  …  дела.

4. Мне нравится …  характер.

5. Расскажи мне, пожалуйста, о  …  делах.

6.  Вот тебе …  карандаш.

Для справок: моя, мой, свои, наши, твой, своих.

Карточка 1 (работа в группах)

Задание: восстановите и запишите предложения, вставляя подходящие по смыслу указательные местоимения.

I группа

1. Я уже смотрел …  фильм.

2. Что ты хочешь …  сказать?

3. Повсюду было …  разных цветов.

Карточка 2 (работа в группах)

Задание: восстановите и запишите предложения, вставляя подходящие по смыслу указательные местоимения.

II группа

1. Мы долго не могли найти … парк, о котором нам рассказывали.

2. Кажется, я тебе показывал … фотографию.

3. У нас в школе …  порядок.

До публікації на сайті Освітнього порталу "Академія" приймаються нові авторські конспекти уроків; методичні розробки; сценарії виховних заходів; зразки шкільних творів та переказів, які відповідають новій навчальній програмі.

Популярний ВНЗ

Івано-Франківський національний технічний університет нафти і газу

Ректор університету
Крижанівський
Євстахій Іванович –