Конспект урока на тему: «Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование. Орфография. Орфоэпия»

Тип матеріалу: 
Предмет: 
Навчальний рівень: 

Кузьменко Лілія МиколаївнаКузьменко Лілія Миколаївна,

вчитель російської мови вищої категорії,

старший вчитель Миколаївського навчально-виховного комплексу

«Загальноосвітня школа I-III ступенів -

міжшкільний навчально-виробничий комбінат»

Білгород-Дністровського району Одеської області

 

 

Урок-аукцион (6 класс)

 Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование.  Орфография. Орфоэпия»

Цель: повторить, обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Словообразование. Орфография. Орфоэпия»; развивать навыки применять знания на практике, логическое   мышление, память; воспитывать любовь к прекрасному (цветам), чувство взаимопомощи, товарищества, ответственного отношения к дружбе

 Оборудование: компьютер, карточки с заданиями, три мешочка с рыбками (сплетенными из бисера)--по количеству учащихся, деревянный молоток , деревянная тумба, карточка с написанием лексического значения слова «аукцион», смайлики, плакат с карманчиками, учебник, 2 пары ножниц, 3 карточки-шарады

Тип урока:

                                                    Ход урока

I.        Организационный момент

 

Психологический настрой

Учитель:

-- Друзья мои! Я очень рада

  Войти в приветливый ваш класс.

  И для меня уже награда

  Вниманье ваших умных глаз.

       Желаю всем вам хорошего настроения.

Учитель: -- Ребята, начать наш урок я хотела бы с русской народной пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости»

                                          (Высвечивается на экране)

?--Как вы понимаете эту пословицу?

                                (Д: Каждый день мы узнаем что-то новое)

II.         Объявление темы и целей урока

Учитель: -- Дети, вы знаете, что наши знания -- это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Вот сегодня наступил такой момент: все, что мы складывали в наш сундучок на протяжении многих уроков, нам нужно достать и применить. Сегодня мы проводим чрезвычайно важное мероприятие -- аукцион знаний по русскому языку. Как вы понимаете лексическое значение слова «аукцион»?

                                                          (Ответы детей)

 Учитель: Аукцион – публичная продажа имущества или способ продажи некоторых товаров   (запись слова в толковые словари детей)

Учитель: --На аукцион, ребята, могут выставляться различные предметы из коллекции, драгоценности, редкие картины и многое другое. На нашем сегодняшнем аукционе ни картины, ни драгоценности, ни предметы из коллекции выставлены не будут. На продажу сегодня выставлены поистине бесценные «вещи», купить которые сможет любая из трех команд (а работать вы будете в командах)  в обмен на знания по русскому языку. За каждый правильный ответ команда будет получать жетон в виде смайлика. Ту команду, которая наберет больше всех смайликов, ждут сюрпризы в этом мешочке, самом большом. У кого жетонов будет немного меньше, мешочек будет поменьше. А та команда, в какой жетонов будет наименьшее количество, ожидает вот этот мешочек. Хочу заметить, что все эти мешочки и содержимое в них -- непростые, они волшебные, они даже исполняют желания. Я вас заинтриговала? Секрет о том, что находится в этих мешочках, сейчас не раскрою, об этом вы узнаете в конце урока. Но чтобы получить эти волшебные мешочки, на протяжении всего урока вам необходимо показать свои знания, проявить сообразительность, внимание и , несомненно, дружно  работать  в команде. Предлагаю всем трем командам  действовать по принципу: «Один за всех--и все за одного!» Желаю всем командам успехов!

Но прежде, чем мы начнем аукцион, каждая команда-участница должна внести залог, доказать свою состоятельность -- способность участвовать в аукционе. Для этого вам необходимо выполнить следующее задание:

Задание: используя все буквы , составить слово – название команды . Капитан чьей команды быстрее справится с заданием, та команда будет иметь право первой начать диалог на торгах.

1) О Б О И Л З О В А С А В Н О Е Р                   (Словообразование)

2) Ф О Р О Г И Р А Ф Я                                         (Орфография)

3) Р Э П И Ф О Я О                                                ( Орфоэпия)

 Учитель: -- Итак, команды получили название и доказали свою состоятельность для участия в аукционе. В аукционе знаний участвуют команды: команда «Словообразование» (команда встает) , капитан команды_______________, команда «Орфография» , капитан команды_______________, и  команда «Орфоэпия», капитан команды_______________,

Учитель: -- Ребята, как вы думаете, почему ваши команды именно так называются?

    (Потому что мы изучали на протяжении последних уроков такую тему)

Учитель: -- Сегодня на уроке мы с  вами должны привести в систему все  знания об этих разделах, совершенствовать ваши умения применять на практике, выполнив ряд заданий. Поэтому тема нашего урока так и звучит: «Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование. Орфография. Орфоэпия» . --Давайте запишем число, классная работа и тему нашего сегодняшнего урока в рабочую тетрадь

          (Учащиеся записывают в рабочих тетрадях:  Пятнадцатое  декабря, Классная работа,   Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование. Орфография. Орфоэпия»)

III.       Работа над темой урока

        (Звучит удар гонга--молотком по металлической тарелке)

Учитель: -- На аукцион выставляется первое задание:  «Теоретическое». Вопрос к команде «Словообразование»: что называется словообразованием?

                                                     (Ответы учащихся)

Учитель:
-- А сейчас я хочу обратиться ко второй команде под таким красивым названием  «Орфография». А знаете ли вы, что изучает «Орфография»?

                                                   (Ответы учащихся)

Учитель:
-- Не менее красивое название имеет третья команда «Орфоэпия». Я уверена, что все участники вашей команды знают, что изучает «Орфоэпия».

                                                  (Ответы учащихся)

                     (Звучит удар гонга--молотком по металлической тарелке)

Учитель: -- Молодцы, команды, справились с этим заданием. Предлагаю вам сейчас выполнить такое задание: каждой команде, по очереди, я буду задавать теоретические вопросы по изученному материалу, а вы должны быстро на них давать ответы. Работает вся команда. Если одна команда не знает ответ на поставленный вопрос, то отвечать могут участники других команд, зарабатывая тем самым себе дополнительные баллы-смайлики. Задание всем понятно? Готовы к состязанию?

Итак, вопросы к команде «Словообразование»:

1. Назовите основные способы образования в русском языке.

2. Какое слово называется сложным?

3. Как правильно определить род  в сложносокращенном слове?

4. Какие значимые части слова вы знаете?

                                                         (Ответы учащихся)

Учитель: -- А сейчас пришла очередь показать свои знания команде «Орфография». Готовы участники?

1. На какие группы делятся способы образования слов?

2. Какое слово называется сложносокращенным?

3. Как пишутся сложные слова?

4. Какие значимые части служат для образования новых слов?

                                                     (Ответы учащихся)

Учитель: -- И третья команда, я вижу, уже готова стартовать.

1. Что называется чередованием звуков?

2. Какие звуки могут чередоваться?

3. Как пишутся слова с пол-, полу-?

4. Какие слова называются однокоренными?

                                                       (Ответы учащихся)

Учитель: -- На аукцион выставляется следующий вид работы:  «Домашнее задание».  Какое домашнее задание было?  (Упражнение 224, стр. 99). Каждая команда по очереди зачитывает по 2 предложения и объясняет их.

Учитель:  -- Мы продолжаем наш аукцион и выставляем следующее задание: «Собери словечко».

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Сделать слово из частей.

Задание :  каждая команда получает карточку, на которой написаны части  3-х слов (морфемы). Необходимо за 3 минуты составить из частей-морфем  слова, записать их в тетрадь и указать способ образования данных слов. Побеждает та команда, которая составит наибольшее количество слов, не допустив ошибок.

1.     При-мор-ск-ий

тишь

до-рож-ный

2.     Под-вод-н-ый

Г-А-И

сель-ск-ий

3.     При-город

Сад-о-вод

В-В-С

 Учитель: -- На аукцион выставляется следующее задание: «Семь раз примерь – один отрежь».

Командам выдаются написанные на листочках слова и ножницы. Нужно разрезать слово на морфемы, то есть сделать морфемный разбор

 (дети выполняют задание, записывают это слово себе в тетрадь, сделав его морфемный разбор).

1. Подберезовик

2. Зарубежный

3. Снегопад

Учитель:  -- А мы продолжаем наш аукцион и выставляем следующий вид работы -- «Четвёртое лишнее».

        На карточке у каждой команды записаны слова в две строки. В каждой строчке есть «лишнее» слово. Найти его, выписать, устно объяснить причину.

1  команда:

     Каникулы, медвежонок, кофемолка.

     Полуботинки, пол-Европы, полумесяц.

2  команда:

    Лес, бег, березка.

   
Пол-яблока, полтетради, пол-лимона.

 3  команда:

    ВУЗ, ГАИ, тетрадь.

    Водяной, пребольшой, предобрый.

Учитель: -- На аукцион выставляется следующий вид работы: «Словообразовательный разбор».

(
Каждая команда получает карточку с заданием: сделать словообразовательный разбор данного слова)

1  команда:


   Развесёлый ← весёлый.

    2  команда:

        Овражек ← овраг

3  команда:

   Подсвечник ← свеча

Учитель:  -- А наш аукцион продолжается. Следующий вид работы, выставляемый на продажу, называется: «Подскажи-ка». Предлагаю вам прослушать одно шуточное стихотворение

                               (учитель читает стихотворение с презентации)

Учитель:
-- Вам необходимо выписать слова с пол-, полу-, раскрывая скобки, устно объяснить правописание данных слов.

(Полбатона, полкастрюльки, пол-леща, полминуты, полкило, полмешка, пол-арбуза, полуживой, полнедели)

Учитель: -- На аукцион выставляется задание под названием «Преобразуй».

  (На экране компьютера высвечиваются слова:

500 килограммов                      (полтонны)

500 граммов                              (полкилограмма)

половина дома                          (полдома)

500 метров                                (полкилометра)

половина года                           (полугодие)

половина земного шара           (полушарие) 

Необходимо заменить предложенные словосочетания одним сложным словом с пол-, полу-. Составить и записать 2 предложения с любыми словами с пол-, полу-, устно объяснить написание данных слов).

Учитель: --
Следующее задание, выставляемое на аукцион, называется: «Не перепутай  кармашки».

(На столе разложены карточки, содержащие по одному слову. На доске прикреплены кармашки с написанием слов с пол- слитно и с пол-через дефис (для каждой команды слова написаны на карточках разного цвета).  Участники игры (по очереди от каждой команды) выходят к столу, берут карточку (одну), на которой написано слово с пол-, определяют правильное написание данного слова, затем карточку кладут в соответствующий кармашик. За каждый правильный ответ команда получает смайлик).

(Слова: пол-оркестра, пол-Одессы, пол-апельсина, пол-лимона, пол-ананаса, пол-лука, полчашки, пол-Киева, полкармана, пол-луны, полвазы, полгитары, полтеплохода, пол-яблока, полсумки, пол-листа, пол-линии, полслова, пол-окна, полмесяца).

Учитель: -- Наш аукцион продолжает свою работу и выставляется следующий вид работы: «Определи-ка!».

(На экране компьютера высвечиваются слова:

УВК   (учебно-воспитательный комплекс )  --  м.р.

ООН  (Организация Объединенных наций) --  ж.р.

ВУЗ   (высшее учебное заведение)                -- с.р.

Задание: списать сложносокращенные слова, расшифровать их, определить род).

Учитель:  -- А сейчас наступила очередь показать свои знания нашим капитанам. На аукцион выставляется задание : «Конкурс капитанов». Прошу выйти капитанов команд.

Каждый из вас получит карточку, на которой написана шарада . Напоминаю, что шарада - это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей – отдельных слов. Сложив вместе отгаданные части, получаем искомое слово. Вам необходимо отгадать слово, о котором идет речь в данной шараде, и определить способ образования данного слова.

1.Корень мой в « сказке»  найдёте,

Суффикс у «извозчика»  возьмёте,

Префикс  тот  же, что и в слове «расход»,

Целым словом я излагаю событий ход.

                                                                                     ( Рассказчик) – преф.- суф.

2.Корень мой находится в « цене»,

В «очерке» найди ты префикс  мне,

Суффикс мой в «тетрадке» вы встречали,

Вся же - в дневнике я и журнале.

                                                                                     (Оценка) - преф.- суф.

3.В «списке» вы мой обнаружите корень ,

Суффикс в «собрании»  встретите вскоре,

В слове «рассказ» вы префикс  найдёте,

В целом по мне на уроки пойдёте.

                                                                               (Расписание) - преф.- суф.

Учитель: -- А пока наши капитаны думают над разгадыванием шарадов,  каждой  команде я загадаю по загадке, которую необходимо не просто отгадать, но и определить способ образования данного слова.

Загадка 1.

У занесенных снегом кочек

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамерзший, чуть живой.

                                                                             (Подснежник)  - преф.- суф.

Загадка 2.

Весь в пыли (хоть сил немного)

У дороги он торчит.

У него согнулись ноги,

Неприметный он на вид.

                                                                              (Подорожник)  -  преф.- суф.

Загадка 3.

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка,

Был цветок - и нет цветка.

                                                                            (Одуванчик)  -  преф. - суф.

 Учитель: -- Всегда, во все времена года, человек и природа -- неразделимы. Нашу жизнь украшают… цветы.

                   (Учитель показывает презентацию -- картинки разных цветов)

        Когда любуешься их красотой, на душе радость и спокойствие. Кажется, нет ничего прекраснее, чем живые цветы. Смотришь на их красоту и сердце замирает. Разве можно равнодушно смотреть на эти необыкновенные создания природы, пленящие своей очаровательностью. Но знаете ли вы, что цветы обладают еще и целебными свойствами?

        (Показывает картинку--презентацию с изображением одуванчика)

       Издавна люди применяли одуванчик в качестве лечебного средства. Он получил известность и в качестве отменного диетического средства, а еще его стали обширно применять при разнообразных заболеваниях ЖКТ. Атеросклероз, подагра, мочекаменная болезнь, варикозное расширение вен, воспаление жёлчного пузыря, гельминтозы, повышенная концентрация холестерина, всяческие кожные заболевания, болезни глаз и все это еще не полный список проблем, которые помогает нам устранить обычный одуванчик. Сок данного растения часто применяли в качестве косметологического средства, поскольку он помогает избавиться от раздражающей угревой сыпи, бородавок, веснушек, мозолей.

          (Показывает картинку--презентацию с изображением подорожника)

        А листья подорожника оказывают прекрасное общеукрепляющее, отхаркивающее, кровоостанавливающее и противовоспалительное действия на организм человека. Зачастую, его применяют при простудных заболеваниях в качестве смягчающего средства, а также при аллергических реакциях, бронхитах. Кроме того, подорожник обладает отличными бактерицидными свойствами и способствует скорейшему заживлению ран. Все мы помним детство, когда, получив ссадину, ищем листья подорожника и прикладываем его на пораненное место.

                                              (Проверка работы капитанов)

Учитель: -- На аукцион выставляется последнее задание -- игра «Угадай словечко». Отгадать,  о каком слове идет речь. Чья команда быстрее справится с этим заданием, та и заработает себе смайлик-жетон.

От глагола «побелел» взять префикс,

От глагола «дарить» корень,

От существительного «кружок»--суффикс. 

                                                                                         (Подарок)

IV.      Подведение итогов урока

Учитель: -- А теперь – аукцион,

                      Подведет итоги он.

                      Тот кто больше знает,

                      Тот награды получает!

 -- Вы, наверное, догадались о том, что наступило время подвести итоги нашего аукциона. Прошу капитанов команд подсчитать количество жетонов-смайликов

(Капитаны подсчитывают жетоны-смайлики, по результатам которых учитель вручает им мешочки с призами)

Учитель: -- А сейчас наступило время заглянуть в волшебные мешочки: там находятся золотые рыбки (сплетенные из бисера); та рыбка, что побольше -- капитану команды, а те, что поменьше -- всем остальным членам команды. Так же и соответственно оценки: команда, у которой наибольшее количество жетонов-смайликов -- по «12» баллов, у кого немного меньше -- по «11», а кого наименьшее количество -- по «10». Я уверена, что каждый из вас с большим нетерпением ждет вот-вот скоро наступившего праздника всех детей, который одним принесет подарки за хорошее поведение и учебу, а другим -- вербовые прутики за непослушание. Догадались о каком празднике идет речь?

                                                  (О Дне Святого Николая)

Учитель:
-- Мне кажется, что Святой Николай принесет всем вам только подарки, а не вербовые прутики, во всяком случае у вас есть золотая рыбка, которой вы можете загадать свое желание и, я уверена, оно обязательно сбудется. Желаю всем хороших подарков!

V.      Домашнее задание



       А сейчас наступило время записать домашнее задание: повторить выученный материал (стр. 90-99, подготовиться к контрольной работе, письменно: придумать и записать 10 слов с пол-, полу-).

 

 

 

при   мор   ск   ий

 

 

тишь

 

до    рож   н     ый

 

 

под   вод   н     ый

 

 

 

Г     А     И

 

 

сель      ск        ий

 

 

 

 

при      город

 

 

сад     о   вод

В       В      С  

 

Подберезовик

 

 

Зарубежный

 

 

Снегопад

1.ВУЗ, ГАИ, тетрадь

2.Водяной, пребольшой, предобрый

 

Развеселый

 

Овражек

 

Подсвечник

 

500 килограммов---

500 граммов---

половина дома---

500 метров---

половина года---

половина земного шара---

 

500 килограммов---

500 граммов---

половина дома---

500 метров---

половина года---

половина земного шара---

 

 

 

(пол)оркестра

 

 

 

(пол)Одессы

 

 

Корень мой в «сказке» найдете,

Суффикс у «извозчика» возьмете,

Префикс тот же, что и в слове «расход»,

Целым словом я излагаю событий ход.

 

 

 

Корень мой находится в «цене»,

В «очерке» найди ты префикс мне,

Суффикс мой в «тетрадке» вы встречали,

Вся же--в дневнике я и в журнале.

 

 

 

В «списке» вы мой обнаружите корень,

Суффикс в «собрании» встретите вскоре,

В слове «рассказ» вы префикс найдете,

В целом по мне на уроки пойдете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(пол)лимона

 

 

(пол)ананаса

(пол)лука

 

 

(пол)чашки

 

 

(пол)Киева

(пол)кармана

 

 

(пол)луны

 

 

(пол)вазы

(пол)гитары

(пол)те(пол)яблока

плохода

 (пол)сумки

 

 

 

 (пол)листа

 

 

 (пол)линии

(пол)слова

 

 

(пол)окна

 

 

(пол)месяца

До публікації на сайті Освітнього порталу "Академія" приймаються нові авторські конспекти уроків; методичні розробки; сценарії виховних заходів; зразки шкільних творів та переказів, які відповідають новій навчальній програмі.

Популярний ВНЗ

Тернопільський національний педагогічний університет ім.В.Гнатюка

Буяк Богдан БогдановичРектор університету
доктор філософських наук,
професор Буяк Богдан Богданович