Конспект урока на тему: "Междометие: общее значение, употребление, написание. Знаки препинания при междометии"

Тип матеріалу: 
Предмет: 
Навчальний рівень: 

Кузьменко Лілія МиколаївнаКузьменко Лілія Миколаївна,

вчитель російської мови вищої категорії,

старший вчитель Миколаївського навчально-виховного комплексу

«Загальноосвітня школа I-III ступенів -

міжшкільний навчально-виробничий комбінат»

Білгород-Дністровського району Одеської області

Тема: Междометие: общее значение, употребление, написание. Знаки препинания при междометии

Цель: ознакомить учащихся с междометием как особой частью речи, с его употреблением и написанием, дать представление о пунктуационном выделении междометий в предложении; развивать умение целесообразного использования междометий, выражающих значение благодарности, приветствия и т. д.;

расширять речевую деятельность, кругозор, эрудицию школьников; развивать навыки актерского мастерства, связную речь детей, умение применять теоретические знания на практике; воспитывать культуру общения

Оборудование: компьютер; презентации; карточки с заданиями для работы в парах; карточка с эпиграфом урока; 2 корзинки; карточки «Ах!», «Ох!» (по количеству учащихся); стол с чашками, самоваром, печенье (для сценки); эскиз печи

Ход урока

 I. Организационный момент

               
Учитель:

               
-- Здравствуйте. Садитесь.

              

            
II. Сообщение темы и целей урока

                 Учитель:


             -- Наш урок начался с обычного слова «Здравствуйте». Что особого тем мы друг другу сказали?

                Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

                Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

                Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

                Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?



              ? – Как бы вы ответили на этот вопрос?

                                                                (Ответы учащихся)

                 Учитель:


                -- Ребята, а ведь знаете, что слово «здравствуйте» имеет непосредственное отношение к нашему сегодняшнему уроку. Обратите внимание на эпиграф, записанный на доске:

                                                                                                 Ах, как трудно жить на свете,

                                                                                                 Не усвоив междометий.

                                                                                                                            Ц. Ангелов

-- ? Как вы думаете, как эпиграф урока соотносится к словом «здравствуйте»?

      (Это междометие, часть речи, о которой мы сегодня и поговорим на уроке)

(Запись в тетрадях: Шестое мая, Классная работа, Междометие: общее значение, употребление, написание. Знаки препинания при междометиях)

              III. Работа над новой темой

                         Учитель:

             
-- Вы когда-нибудь заглядывали в паспорт человека? В нем можно найти очень много сведений: как зовут его обладателя, где и когда он родился, есть ли у него семья, где он проживает. Это основной документ гражданина страны. Каждой части речи тоже можно выдать свой паспорт. Что же будет в нем указано? Разумеется, особенности этой части речи. А любую часть речи характеризуют ее признаки.

           ?  -- Давайте вспомним, какой раздел науки о языке изучает части речи?

                                                                                                                              (морфология)

           ?
-- Сколько всего частей речи в русском языке?                                              (10)

           ? -- На какие группы делятся части речи?
     (самостоятельные и служебные)

           ?-- Какими свойствами обладают самостоятельные части речи?
        (Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются в предложении его членами)

           ? --  А какие части речи называются служебными?

  (Служебные части речи не имеют предметного лексического значения и не являются членами предложения; имеют грамматические значения. Они обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом)

             Учитель:

             Сегодня на уроке мы с вами попытаемся самостоятельно выявить отличительные признаки междометия, научимся находить междометия в тексте и выделять их знаками препинания, таким образом заполним паспорт новой для нас части речи – междометия.

Междометие – особая часть речи,

Ни самостоятельной, ни служебной

Не можем мы её назвать.

Но мы употребляем часто её в речи,

Чтоб чувства, настроение передать.

Я сомневаюсь? -- «Гм», -- скажу я тихо,

Я удивлён? --  «Эге!» -- кричу я лихо.

Мне не по нраву дело? --  Скажу я просто: «Дудки!»

Из уважения к артисту крикну: «Бис!» -- Не ради шутки.

 

?-- Почему же эта часть речь особая? В чем ее особенность?

 

           Это было много лет тому назад, лет сто, а может, чуточку меньше. В маленькой избушке на лесной опушке жили старик Словарь со старухой Морфологией. Были у них дети – Части речи: Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение, Наречие, Числительное постарше были и вместе со Словарем и Морфологией  в

 школу ходили, ребят уму-разуму учили.

           Были у Словаря и Морфологии  детишки и поменьше: Предлог, Союз и Частица. Они оставались дома по хозяйству хлопотать. Пока родители и старшие братья с работы придут, они все в доме приберут, обед приготовят. По вечерам все собирались дома, пили чай с вареньем, мирно беседовали о том о сем. Дружная была семья.

           Однажды вечером к ним постучали в дверь.



Частица: Чу! Кто-то стучит.

Глагол: Ох! Пойду отворю.

Учитель: На пороге появилось маленькое существо, грязное, непричесанное, в лохмотьях.

Существо: Здравствуйте, добрые люди!

Словарь: Здравствуй, странник! Просим к столу. Мы тебя чайком угостим, а ты нам расскажешь, кто ты, откуда  и куда путь держишь.

Существо: Зовут меня Междометие, хожу я по свету уже давно, родню ищу. Проходил мимо, узнал, что тут части речи живут, решил зайти посмотреть.

Частица: Ой! Господи! Боже мой! Ты, вот такой, да к нам в семью?! Да что ты умеешь?

Существо:

Разрешите доложить

Всем без исключения,

Что могу я говорить

Только лишь с волнением.

Выражаю поощренья,

Похвалу, упрек, запрет,

Благодарность, восхищенье,

Возмущение, привет...

Те, которых гложет страх,

Произносят слово «Ах!».

Кто пасует пред бедой,

Произносит слово «Ой!».

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово «Эй!».

Кто задерживает вдох,

Произносит слово «Ох!».

У кого захватит дух,

Произносит слово «Ух!».

Интересно жить на свете,

Если знаешь междометья.

 

Предлог (удивленно): Вот тебе на!

Союз (возмущенно): Тьфу! Ерунда какая!

Существительное: Батюшки! Страсть! Ужас! Беда! Что мы с ним делать будем?

Прилагательное: У-у-у, страшное такое и к нам в семью захотело?!

Старуха Морфология: Дети, а, может, возьмем его к себе в семью? Смотрите, он ведь не такой, как все, он – особый!

Глагол: Ой, знаем – знаем. И нет в нем ничего особого. Вот мы все что-нибудь обозначаем.

Существительное: Да – да! Я, например, предмет.

Прилагательное: Ну, а я его признак.

Глагол: Я – действие.

Числительное: Ох, а я – число или количество предметов.

Наречие: Ну а я – признаки действий или признаки признаков.

 Местоимение:  Ой, а я, к вашему сведению, люблю указывать  на предметы, признаки, количества, но не на­зываю их.

 Существительное: Вот, видите, матушка. Увы, но у междометий только одно на уме да на языке: Ах! Ох! Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Караул!

Глагол: Поэтому и живут они отдельно от нас.

 Междометие: Если бы вы так не кричали, то заметили бы, что употребили меня в своей речи уже много раз. Пожалуйста, примите меня в свою семью.

Существительное: Да, наверное, нам без него никак не обойтись.

Словарь: Сводите-ка его, ребятки, в баню, да хорошенько отмойте, а спать мы его за печкой уложим, там свободный уголок есть.

Учитель: Подумали части речи и приняли Междометие в свою семью, но поселили они его за печкой отдельно от всех. Так и живет до сих пор Междометие за печкой, в стороне от других частей речи: и от самостоятельных, и от служебных. А почему это произошло, нам расскажет группа исследователей. Ваша задача, ребята  – внимательно слушать их информацию, поскольку она нам будет необходима в последующей работе.

Ученик 1: (презентация)

Термин « междометие»  впервые появился в 1619 году в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого в форме «между́метие» (буквальный перевод с лат. Interjection , в котором inter — «между», а jection — «бросание; невольное высказывание»), т.е. междометие значит «брошенное (вставленное) между полнозначными словами». Под влиянием сложных слов с соединительными гласными «о» – «е» первоначальная форма «междуметие» изменилась в «междометие».

 В английском языке существует слово interjection, имеющее два значения:

1. Восклицание.

2. Грамматическое междометие.

 Префикс inter имеет значение взаимодействия, т.е. между частями речи.

Меж­до­ме­тие – осо­бая  часть речи, не вхо­дя­щая ни в са­мо­сто­я­тель­ные, ни в слу­жеб­ные части речи, ко­то­рая вы­ра­жа­ет раз­лич­ные чув­ства, по­буж­де­ния, но не на­зы­ва­ет их. На­при­мер: ой, ах, ура, ба, боже мой и др.

    
Осо­бен­но­сти меж­до­ме­тий:

· не свя­за­ны грам­ма­ти­че­ски с дру­ги­ми сло­ва­ми;

· не от­ве­ча­ют на во­про­сы;

· не имеют рода, числа, падежа;

· не склоняются и не спрягаются, т.е.  не изменяются;

· не яв­ля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния;

· используются во всех стилях речи.

(Зачитать)    Знаете ли вы, что в Челябинской области течет река под названием Ура, в Тюменской – река Ух, в Башкирии правый приток Уфы носит название Ай. Один из поселков Семипалатинской области в Казахстане называется Караул. Стой – такое название имеет горная вершина Карпат.

 Ученик 2: (презентация)

 Группы  меж­до­ме­тий по зна­че­нию:

1.     Эмо­ци­о­наль­ные меж­до­ме­тия вы­ра­жа­ют, но не на­зы­ва­ют чув­ства, на­стро­е­ния (ра­дость, страх, со­мне­ние, удив­ле­ние , печаль, гнев, сожаление и др.): ах, ой-ой-ой, увы, боже мой, ба­тюш­ки, вот те раз, слава богу, как бы не так, фу и др.

2.     Побудительные меж­до­ме­тия ( вы­ра­жа­ют  по­буж­де­ние к дей­ствию, ко­ман­ды, при­ка­зы, привлечение внимания, запреты: ну, эй, ка­ра­ул, кис-кис, вон, кыш, марш, тпру, ну-ка, ш-ш, ау и др.

3.  Эти­кет­ные меж­до­ме­тия яв­ля­ют­ся фор­му­ла­ми ре­че­во­го эти­ке­та: здрав­ствуй(те), при­вет, спа­си­бо, по­жа­луй­ста, про­сти­те, всего хо­ро­ше­го, с добрым утром и др.

-- ?  А знаете ли вы историю происхождения слов «СПАСИБО» и

 «ПОЖАЛУЙСТА»?  (зачитать)

          Слова СПАСИБО и ПОЖАЛУЙСТА – междометия, слова вежливости, являются совершенно различными с точки зрения своего происхождения. Междометие СПАСИБО возникло в результате сращения в одно слово устойчивого словосочетания «Спаси Бог» (конечное «г» со временем отпало). Слово ПОЖАЛУЙСТА было образовано от «пожалуй» с помощью частицы (а вернее, суффикса) – ста (сравните: (устаревшее -- спасибоста,  здравоста и т.д.).



           4. Особую группу составляют звукоподражательные слова, ими­ти­ру­ю­щие раз­лич­ные звуки и го­ло­са жи­вот­ных, птиц, природы, машин: тра-та-та; бум-бум-бум; мяу-мяу; гав-гав; га-га-га и др.

           -- ? Как, по-вашему, за что кукушка получила свое имя?  (зачитать)

Конечно, за то, что она кричит: Ку-ку! Ку-ку!. Вы, вероятно, уже догадались, что кукушка сама подсказала людям, как ее называть. И это услышали не только русские. Во многих странах название кукушка звучит похоже на русское. У чехов – кукачка, у болгар – кукувица, у немцев – кукук, у французов – куку, у итальянцев – куконо. Все эти народы обратили внимание на один признак – крик кукушки, поэтому название птицы в разных языках звучит очень похоже.

       Ученик 3: (презентация)



       По про­ис­хож­де­нию меж­до­ме­тия де­лят­ся на непро­из­вод­ные и про­из­вод­ные:

1.      Непро­из­вод­ные меж­до­ме­тия не со­от­но­сят­ся со сло­ва­ми дру­гих ча­стей речи и со­сто­ят обыч­но из од­но­го, двух или трёх зву­ков: а, о, э, ах, ох, эх, ого, увы. К этой же груп­пе от­но­сят­ся и слож­ные меж­до­ме­тия типа ай-ай-ай, ой-ой-ой и т.п.

2.   Про­из­вод­ные меж­до­ме­тия об­ра­зо­ва­ны от слов дру­гих ча­стей речи:

а) гла­го­лов  (здрав­ствуй­те, про­щай­те, по­ду­ма­ешь);

б) су­ще­стви­тель­ных  (ба­тюш­ки, ка­ра­ул, гос­по­ди);

в) на­ре­чий  (до­воль­но, полно);

г) ме­сто­име­ний  (то-то же).

К про­из­вод­ным меж­до­ме­ти­ям от­но­сят­ся и слова ино­языч­но­го про­ис­хож­де­ния (алло, браво, бис, капут).

           Ученик 4: (презентация)

 По струк­ту­ре меж­до­ме­тия могут быть:

· про­сты­ми, то есть со­сто­ять из од­но­го слова (ай, ой, увы);

· слож­ны­ми, т.е. об­ра­зо­ван­ны­ми со­еди­не­ни­ем двух-трёх меж­до­ме­тий (ай-ай-ай, ой-ой-ой, ба­тюш­ки-све­ты);

· со­став­ны­ми, то есть со­сто­ять из двух и более слов (увы и ах; то-то же; вот тебе на; вот тебе раз).

           Ученик 5: (презентация)

           Знаки препинания при междометиях:

         
1. Если междометие стоит в начале предложения, то после него ставится запятая или восклицательный знак: Увы, на разные забавы я много жизни погубил!

          2. Междометия, стоящие перед личными местоимениями ты, вы, за которыми следует обращение, запятой не отделяются: Ах ты, степь моя, степь привольная!

         
3. Если междометие стоит в середине предложения, то выделяется запятыми с обеих сторон: Жизнь, увы, не вечный дар.



               Написание  междометий:


            Междометия, передающие повторяющиеся или  протяжные звуки, пишутся через дефис: ай-ай-ай, ой-ой-ой, ку-ку и др.

            Ученик 6: (презентация)

            Переход междометий в самостоятельные части речи

          Ино­гда меж­до­ме­тия пе­ре­хо­дят в раз­ряд са­мо­сто­я­тель­ных ча­стей речи, при этом они при­ни­ма­ют кон­крет­ное лек­си­че­ское зна­че­ние и ста­но­вят­ся чле­ном пред­ло­же­ния

На­при­мер: Ура! Скоро каникулы!  (Ура --междометие)

                    Да­ле­че гря­ну­ло «ура»    (Ура – существительное, выступает в роли подлежащего)

              IV. Закрепление изученного материала

                      1. Упражнение  353  (стр. 305) – новый учебник  (устно)

                          Задание: прочитать стихотворение, вставить пропущенные междометия, назвать их группу

                   (Ах – страх

                    ой – испуг

                    эй -- призыв

                    ох – жалость

                    ух – восхищение)

                   Это --  эмоциональные междометия


 

                        2. Выборочный диктант  (Упражнение 354 – новый учебник) –

                    работа в группах:



                     I группа:
выписать междометия, выражающие побуждения и с любыми тремя составить предложения

                                  (хватит, тс-с, айда, брось, алло, чу)



                    II группа: выписать этикетные междометия и с любыми тремя составить предложения

                                  (извини, спасибо, пожалуйста, прощай, до свидания, пока)



                    III группа: выписать звукоподражательные слова и с любыми тремя составить предложения

                                 (тинь, брязь, мяу-мяу, ку-ку, тик-так, м-у-у, кукареку, бе-е)



                  IV группа: выписать эмоциональные междометия и с любыми тремя составить предложения

                                (ой, ох, ого, увы, эх)


 

                   3. Пунктуационная разминка        (работа в парах)

                      Задание:
каждая пара получает карточку с пропущенными знаками препинания при междометиях. Расставить, где необходимо, знаки препинания, подчеркнуть междометия. Устно объяснить постановку того или иного знака препинания

             Передайте  пожалуйста  книгу.

            Мне увы не повезло. 

            Ба Знакомые все лица.

            Прощай свободная стихия!

            Ах ты мерзкое стекло!

                 4. Игра «Цветик-семицветик»

           ( Тот, кто отрывает листок, читает то, что на нем написано, учитывая рекомендации в скобках. Все остальные после озвучивания пытаются объяснить, какое чувство хотел передать чтец)

На лепестках цветка следующие записи:

Ах! Как красиво!                                           (С восхищением, с восторгом!)

Ох! Как плохо!                                              (С досадой и раздражением!)

Ай! Не надо!                                                  (Боязливо, испуганно!)

Эх! Пойду потанцую!                                   (Решительно!)

Фу! Как грязно!                                             (С недовольством, с отвращением!)

Увы! Все пропало!                                        (С досадой, с раздражением!)

Ой-ой-ой! Больно!                                         (Чувство боли и неприятного ощущения!)

                  5. Определите  междометие

(На доске записаны предложения. Прочитав их, определить, в каких предложениях есть междометия)

Батюшки! Какая встреча! Батюшки шли к монастырю.

Караул! Спасайся, кто может! Почётный караул стоит у могилы Неизвестного солдата.

Кошмар, я всю ночь не спала! Мне приснился кошмар.

                  6. Подберите  междометие к эмоции

      
(Учитель показывает презентацию-картинки, а учащиеся должны назвать эмоцию и сооветствующее ей междометие)

 

1.     Восторг__________(Ах!)

Радость____________(Ура)

2.     Печаль_________(Ой!)

3.     Восхищение (Ух!)

4.     Испуг (Ой!)

5.     Разочарование (Увы!)

6.     Составьте диалог  (работа в группах)

       I группа:    используйте в диалоге  звукоподражательные слова

        II группа:   используйте в диалоге  эмоциональные междометия

       III группа:   используйте в диалоге  этикетные междометия          

      
IV группа:   используйте в диалоге  междометия, выражающие побуждения

7.     Разгадайте кроссворд «Кто быстрее?»  (новый учебник стр. 306)

                V. Подведение итогов урока

                   1.  Игра «Догонялки»

(Каждый ученик по очереди очень быстро должен назвать междометие любой группы . Кто не знает, проигрывает)

                   2. Тестовые задания

                      Учитель:

           -- А теперь, в завершение нашего урока, предлагаю вам выполнить небольшой  тест:

 

да

нет

1. Междометие – это служебная часть речи

 

+

2. «Вон!» -- это побудительное междометие

+

 

3. Междометие выступает членом предложения

 

+

4. «Кря-кря» - это звукоподражательное слово

+

 

5. Междометия на письме выделяются запятой и восклицательным знаком

+

 

                    3. Рефлексия

                        Учитель:

           
-- Ребята, предлагаю вам оценить наш урок. Если урок вам понравился, то вы бросаете в корзинку слово «Ах!», а если нет – в другую корзинку слово «Ох!».

       (Учитель оценивает работу учеников на уроке, комментируя каждую оценку)

                 VI. Домашнее  задание

            
Правила (с.147), выписать в «Помощницу» и выучить,

               Упражнение 371 (старый учебник) – списать предложения, раскрывая скобки, поставив, где нужно, дефис

 

До публікації на сайті Освітнього порталу "Академія" приймаються нові авторські конспекти уроків; методичні розробки; сценарії виховних заходів; зразки шкільних творів та переказів, які відповідають новій навчальній програмі.