Лингвистическая сказка «Междометие»

Тип матеріалу: 
Предмет: 
Навчальний рівень: 

Кузьменко Лілія Миколаївна, вчитель російської мови вищої категорії, старший вчитель Миколаївського навчально-виховного комплексу «Загальноосвітня школа I-III ступенів - міжшкільний навчально-виробничий комбінат»Кузьменко Лілія Миколаївна,

вчитель російської мови вищої категорії,

старший вчитель Миколаївського навчально-виховного комплексу

«Загальноосвітня школа I-III ступенів -

міжшкільний навчально-виробничий комбінат»

Білгород-Дністровського району Одеської області

Давным-давно в тридевятом царстве, в тридесятом государстве в маленькой избушке на лесной опушке жили старик Словарь со старухой Морфологией. Были у них дети – Части речи: Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение, Наречие, Числительное. Эти ребятишки постарше были и вместе со Словарем и Морфологией  в

 школу ходили, ребят уму-разуму учили.

Были у Словаря и Морфологии  детишки и поменьше: Предлог, Союз и Частица. Они оставались дома по хозяйству хлопотать. Пока родители и старшие братья с работы придут, они все в доме приберут, обед приготовят. По вечерам все собирались дома, пили чай с малиновым вареньем и вкусными пирожками, мирно беседовали о прошедшем дне. Дружная была семья.

Однажды вечером к ним постучали в дверь.

Частица: Чу! Кто-то стучит.

Глагол: Ох! Пойду отворю.

(На пороге появилось маленькое существо, грязное, непричесанное, в лохмотьях)

Существо: Здравствуйте, добрые люди!

Словарь: Здравствуй, странник! Просим к столу. Мы тебя чайком угостим, а ты нам расскажешь, кто ты, откуда  и куда путь держишь.

Существо: Зовут меня Междометие, хожу я по свету уже давно, родню ищу. Проходил мимо, узнал, что тут части речи живут, решил зайти посмотреть.

Частица: Ой! Господи! Боже мой! Ты, вот такой, да к нам в семью?! Да что ты умеешь?

Существо:

Разрешите доложить

Всем без исключения,

Что могу я говорить

Только лишь с волнением.

Выражаю поощренья,

Похвалу, упрек, запрет,

Благодарность, восхищенье,

Возмущение, привет...

Те, которых гложет страх,

Произносят слово «Ах!».

Кто пасует пред бедой,

Произносит слово «Ой!».

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово «Эй!».

Кто задерживает вдох,

Произносит слово «Ох!».

У кого захватит дух,

Произносит слово «Ух!».

Интересно жить на свете,

Если знаешь междометья.

Я – междометие.

Предлог (удивленно): Вот тебе на!

Союз (возмущенно): Тьфу! Ерунда какая!

Существительное: Батюшки! Страсть! Ужас! Беда! Что мы с ним делать будем?

Прилагательное: У-у-у, страшное такое и к нам в семью захотело?!

Старуха Морфология: Дети, а, может, возьмем его к себе в семью? Смотрите, он ведь не такой, как все, он – особый!

Глагол: Ой, знаем – знаем. И нет в нем ничего особого. Вот мы все что-нибудь обозначаем.

Существительное: Да – да! Я, например, предмет.

Прилагательное: Ну, а я его признак.

Глагол: Я – действие.

Числительное: Ох, а я – число или количество предметов.

Наречие: Ну а я – признаки действий или признаки признаков.

Местоимение:  Ой, а я, к вашему сведению, люблю указывать  на предметы, признаки, количества, но не на­зываю их.

Существительное: Вот, видите, матушка. Увы, но у междометий только одно на уме да на языке: Ах! Ох! Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Караул!

Глагол: Поэтому и живут они отдельно от нас.

Междометие: Эх, если бы вы так не кричали, то заметили, что употребили меня в своей речи уже много раз. Пожалуйста, примите меня в свою семью.

Существительное: Да, наверное, нам без него никак не обойтись.

Междометие: Ура! Ах, как мне приятно быть кому-то полезным.

Словарь: Сводите-ка его, ребятки, в баню, да хорошенько отмойте, а спать мы его за печкой уложим, там свободный уголок есть.

(Подумали части речи и приняли Междометие в свою семью, но поселили они его за печкой отдельно от всех. Так и живет до сих пор Междометие за печкой, в стороне от других частей речи: и от самостоятельных, и от служебных).

Додати новий коментар

До публікації на сайті Освітнього порталу "Академія" приймаються нові авторські конспекти уроків; методичні розробки; сценарії виховних заходів; зразки шкільних творів та переказів, які відповідають новій навчальній програмі.