Конспект урока-игры «Путешествие на планету Причастие»

Предмет: 
Навчальний рівень: 

Бреусова Лариса Олексіївна, учитель російської мови та літератури, зарубіжної літератури Андріївської ЗОШ І-ІІІ ступенів №1 Волноваського району Донецької області    Бреусова Лариса Олексіївна,
учитель російської мови та літератури, зарубіжної літератури
Андріївської ЗОШ І-ІІІ ступенів №1
Волноваського району Донецької області

Цель: 1. Повторить и обобщить основные сведения о причастии:

- знать общее грамматическое зна­чение причастия, морфологиче­ские признаки и синтаксическую роль в предложении, опознавать причастия в предложении и тек­сте;

- уметь определять границы прича­стного оборота, выделять  его интонацией, конструировать предложения  с причастным оборотом;

-  знать  правила  слитного и  раз­дельного написания НЕ с причас­тиями;

- знать отличия действительных и страдательных   причастий;  

-  правильно пи­сать   суффиксы страдательных причастий прошедшего времени, выбирать гласную перёд Н и НН; 

2. Развивать орфографические умения и навыки, выработать умение применять полученные знания в практической деятельности;

3. Воспитывать культуру речи, чувство бережного отношения к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся определяют грамматические признаки причастия, выделяют причастия в речи, распознают действительные и страдательные причастия, правильно строят предложения с причастным оборотом.

Оборудование: учебники, индивидуальные карточки, презентация к уроку, проектор, ноутбук.

Тип урока: обобщающий

 

                                            Ход урока

І. Мотивация  учебной деятельности

- Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие на одну из прекраснейших планет Морфологической Галактики. Однако приземлиться смогут только те, кто знает об этой планете абсолютно всё.

   Ну что же, поехали!

(слайд1 «Космос»)

ІІ. Актуализация опорных знаний.

  1. Проверка домашнего задания

- Для успешного полёта заправим наш корабль топливом, т.е. нашим домашним заданием.

а)  беседа

- Какую орфограмму мы изучили на прошлом уроке?

( Не с причастиями)

Запись на доске орфограммы

б) проверка домашнего упражнения

 ІІІ. Обобщение и систематизация знаний

1.  Беседа

-  Как называется планета, куда мы отправляемся?

-  Что называется причастием?

-  Используя фото на экране, составьте словосочетания с причастиями.

-  Что нам известно о причастии?

  1.  Распознавание причастий в речи. Выборочный диктант

- Мы не можем взлететь, т.к. в компьютерной системе нашего космического корабля обнаружен вирус. Давайте его удалим.

Задание: убрать «лишние» словосочетания, выпишите их и тем самым обезвредьте.

(слайд2)

Летающая тарелка, горящие звёзды, горячий метеорит, жёлтая планета, желтеющий след, далёкая Галактика, поднявшийся ввысь, туманная даль.

  1. Действительные и страдательные причастия.
  1.  Игра «Подготовка к полёту»

- Нужно подготовить к полёту наш двигатель.  Какие вы знаете две группы причастий?

- А чем они различаются?

- Наш двигатель работает только с помощью действительных причастий. Я прочитаю вам словосочетания, вы будете поднимать карточки Д, если услышите действительное причастие. Если я прочту слово другой части речи, вы делаете хлопок, чтобы не было поломки двигателя.

Д - летящий самолёт

Д –  совершающий посадку

С – пилотируемый корабль

- звёздное небо

С – запущенный спутник

-  смелый лётчик

Д – светящиеся звёзды

С – освещённая луна

-  светлый путь

С – открытый космос

- космическое пространство

Д – летающая тарелка

С – выполненное задание

-  далёкая планета

2)  Распределительный диктант

- У нас были поломки двигателя. Их надо устранить. Вы должны распределить действительные и страдательные причастия в две группы.

Распределительный диктант

Кто из нас не любовался облаками, плывущими в небе? Кто не завидовал свободе их странствия в эфире, когда подгоняемые ветрами и озарённые солнцем, они плавно движутся, как вереницы тёмных кораблей с позолоченными носами, или, разделившись на лёгкие отряды, быстро скользят вперёд, то стройные и проворные, как перелётные птицы, то прозрачные,  как крупные алмазы, выпавшие из небесной сокровищницы, то ослепительно белые, как хлопья снега, уносившиеся  на крыльях ветра.

На доске:

Д                                                       С

плывущими                     подгоняемые

выпавшие                         озарённые

 уносившиеся                   позолоченными

                                         

4. Образование действительных  и страдательных причастий. Самостоятельная работа.

- Всё готово к старту.  Будем взлетать.  Образуем причастия. (слайд3)

І вариант ІІ вариант
Действительные причастия настоящего и прошедшего времени Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени

лететь

исследовать

запустить

выполнять

5. Причастный оборот.  Работа с текстом.

-  Итак, мы в открытом космосе, внизу Земля.  Вот какой увидел Землю первый в мире космонавт Юрий Гагарин.

Корабль вышел на орбиту – широкую космическую магистраль. Наступила невесомость. Сначала это чувство было необычным, но я вскоре привык к нему. «Земля» поинтересовалась, что я вижу внизу. И я рассказал, что наша планета выглядит примерно так же, как  при полёте на реактивном самолёте на больших высотах. Отчётливо вырисовываются горные хребты, крупные реки, большие лесные массивы, пятна островов, береговая кромка морей. Корабль «Восток», облетевший земной шар, благополучно  опустился в заданном районе.

Задание.  Найти предложение с причастным оборотом. Запись на доске.

6. Физкультминутка.

Видеоклип песни «И снится нам не рокот космодрома…»

7.  Игра «Угадай причастие»

- Мы, наконец, прибыли на планету Причастие. Кто угадает, какое же там сейчас время года?

  Вы представляете, о чудо, там тоже зима! И такая же прекрасная, как и на Земле! Посмотрите сами!

  (Слайды 4 на тему «Зима»)

Хлопнуть в ладоши, когда услышите причастие:

Заколдованный лес, великолепный день, спящий лес, тающие сосульки, рыхлые сугробы, снежные поля, заснеженные поля, укрытая земля, замёрзшая река, ледяные узоры, выпавший снег, появившиеся сугробы, летящие снежинки, кружевные узоры, блестящий лёд, заметённая дорога, белый снег, пришедшая зима, обжигающий ветер, сильный ветер, остывающий воздух, ненастная погода.

8.  Правописание н-нн в суффиксах причастий. Словарный диктант.

Нас встречает космический патруль. Чтобы высадиться на этой планете, нужно знать орфограмму «Одна и две буквы н в суффиксах причастий».

- Когда мы пишем одну букву н ?

- В каких случаях пишем две?

Произведённая посадка, запущенный на Луну, полученный с космоса, программа выполнена, камеры установлены, кованый люк, организованная команда, приготовленные детали, проложенный маршрут,

наполненный неизвестностью, поражённые величием. (слайд5)

9. Составление предложений с причастным оборотом, используя  слова из диктанта.

Пример. Космонавтов, поражённых величием Вселенной,  ожидал долгий путь,  наполненный неизвестностью.    

Задание: выделить причастный оборот                        

 Запись на доске.

10. Правописание не с причастиями. Творческая работа

Только что я получила сигнал из космоса с просьбой о помощи, не все слова были понятны, но некоторые я запомнила:

(слайд 6)

(Не)работающий двигатель, поврежд…нная обшивка, пролетающий метеорит, загоревшийся отсек, отделившаяся платформа, (не) решённая командиром проблема, (не)защищён…ый от опасности, (не) нашедший выхода, (не) покинувший корабль, (не) управляемый на расстоянии, (не) продуман…ый шаг, задание (не) выполне…о.

Чтобы восстановить это сообщение, нам надо вспомнить правописание частицы   « не»  с  причастиями.

Списать, раскрыть скобки, устно составить рассказ на тему: «Случай на орбите»

IV. Рефлексия.

- Что понравилось сегодня на уроке?

- Какие трудности вы испытали?

- Что удалось лучше всего?

(слайд 7)

V.  Домашнее  задание.

1-я группа. Составить 5 предложений с причастным оборотом.

2-я группа. Записать 5 действительных и 5  страдательных  причастий

3-я группа. Написать сочинение-миниатюру «На планете Причастие»

Загрузить презентацию

Конспект урока-игры «Путешествие на планету Причастие»

Конспект урока-игры «Путешествие на планету Причастие»

Конспект урока-игры «Путешествие на планету Причастие»

 

До публікації на сайті Освітнього порталу "Академія" приймаються нові авторські конспекти уроків; методичні розробки; сценарії виховних заходів; зразки шкільних творів та переказів, які відповідають новій навчальній програмі.

Популярний ВНЗ

Національний фармацевтичний університет у м.Харкові

ФАРМАЦІЯ СЬОГОДЕННЯ – ВІДПОВІДАЛЬНІСТЬ ПЕРЕД МАЙБУТНІМ
Ректор університету
Черних В. П. Черних
Валентин Петрович –