Конспект уроку на тему: «Повторение и обобщение изученного материала  о сложном предложении»

Тип матеріалу: 
Предмет: 
Навчальний рівень: 

Волковська Ніна Степанівна, учитель російської мови та зарубіжної літератури Волноваської ЗОШ І-ІІІ ст. №6Волковська Ніна Степанівна,
учитель російської мови та зарубіжної літератури
Волноваської ЗОШ І-ІІІ ст. №6


Цель:  повторить материал о разных типах сложных предложений; закрепить пунктуационные  навыки и умение выполнять синтаксический разбор сложного предложения; развивать  умение  анализировать текст, выделять в нем тему, идею; способствовать формированию творческого читателя с развитым критическим мышлением; учить применять полученные знания  на практике; воспитывать уважение к родителям

Ожидаемые результаты: учащиеся должны уметь находить в тексте сложные предложения,   

отличать сложносочиненные предложения от сложноподчиненных,   находить   границы простых предложений в составе   сложного;  правильно употреблять знаки   препинания; определять тип сложного  предложения по видам связи; определять тип придаточного

предложения.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний                                                                                       Вид урока: практическая работа                                                                                                                                                                                                           

Оборудование: распечатка текста  «Прости меня, мама»; карточки-задания для работы в группах; разноцветные фишки; запись «Лунной сонаты» Бетховена                                        

Ход урока

I.Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся

У русского писателя  Ивана Бунина есть строки:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена.

И если  «лишь письмена» звучат через многие столетия, то давайте будем продолжать учиться грамотно их писать и  правильно  употреблять знаки  препинания, чтобы все могли понять наши мысли.

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1) Игра «Да -нет»

1)Союз в СПП является членом предложения? (Нет).

2) Союзные слова в СПП являются членами предложения? (Да) .

3)Простое предложение имеет одну грамматическую основу? (Да).

4)Союз потому что пишется через дефис? (Нет).

5)Сложное предложение состоит из двух и более грамматических основ? (Да).

6)В двойных союзах типа  если ..то, чем ..тем запятая  ставится перед второй частью? (Да).

7) Простые подчинительные союзы состоят из одного слова? (Да).

8) Придаточная часть СПП может стоять в начале предложения? (Да).

9) Союзы и, а , зато, однако – подчинительные? (Нет).

10).В главной части СПП всегда есть указательное слово? (Нет).

11)Есть ли грамматическая ошибка в предложении: О том, что наша команда победит, никто не сомневался? (Да).

12)Может ли придаточная часть СПП располагаться внутри главной? (Да).

13) Пароход бросил якорь, чтобы его не сносило течением. – Это  СПП с придаточным условия?   ( Нет).

14) На вопросы несмотря на что, вопреки чему отвечают придаточные предложения причины? (Нет).

15) Или, либо, то.. то, не то.. не то – противительные союзы? (Нет).

16) Придаточные изъяснительные отвечают на вопрос какой? (Нет).

17) Придаточные следствия присоединяются союзом  так что (Да).

18) ССП состоит из двух и более равноправных частей, связанных интонацией и сочинительными союзами (Да).

19) В сложносочиненном предложении употребляется тире? (Да).

20)На вопросы когда? с каких пор? до каких пор? как долго? отвечают придаточные предложения времени? ( Да).

2) Из предложенных разрозненных частей составить кластер «Виды сложных предложений»:

Сложное предложение.(БСП) Бессоюзное сложное предложение. ССП (сложносочиненное предложение).СПП ( сложноподчиненное предложение). Союзное предложение.

Задание  выполняют группы. Группа, выполнившая задание первой, получает фишку.

III. Сообщение темы и цели урока

IV. Работа по теме урока

1. Чтение с предвидением текста « Я поздно понял…» ( На месте знака* можно задать вопрос учащимся . Рекомендуемые вопросы находятся после текста).

Я поздно понял*…[1]

Мать моя была худенькая   маленькая женщина с очень мягким и веселым характером. Ее все любили, а она любила меня, для меня жила и работала. Рано овдовев, так и не вышла замуж. Я очень хорошо помню, как она в первый раз повела меня в школу. Мы с ней очень волновались. Во дворе школы было очень много взрослых, и все они держались за своих детей. Когда ребятам велели построиться в шеренгу, родители построились вместе с ними. Кудрявый учитель, улыбаясь, сказал, что дети пойдут в классы без родителей. Мать, разжав мою руку, сказала:*[2 ] «Не плачь, возьми себя в руки, ты же мужчина», - и подтолкнула меня.

Своего отца я не помню,  мать одна воспитывала меня. И я не задумывался, легко ей или трудно. Мы дружно и весело жили. Она работала, я учился, в свободное время мы ходили на лыжах, в театр, а по вечерам любили мечтать о будущем. Она мечтала, что у меня будет сильный  характер и что я буду писателем. А я – о том,*[3 ] как буду иметь постоянный пропуск в кино.

Так было до девятого класса. Тут, как говорила мать, меня подменили.

Может быть, это случилось потому, что у меня появились новые товарищи, которым мне хотелось подражать. Но я думаю, что сваливать на товарищей не стоит. Мне было 16 лет, и кое-что я  уже соображал.

Я стал вести самостоятельную жизнь. Это выражалось в том,*[4 ] что я поздно приходил домой, стал плохо заниматься, начал курить.

После десятилетки я в институт не попал, так как, в сущности, не занимался. Я пошел работать. У меня появились собственные деньги, но я отдал матери только первую получку.

Однажды я заметил у нее на столике валидол, но я  никогда не слышал, чтобы она жаловалась на сердце. Соседи находили, что она очень изменилась. Но я, видя ее каждый день, этого не замечал, вернее, не хотел замечать.

Так прошел год, наступила весна. Мать стала уговаривать меня готовиться к экзаменам. Я понимал, что она права*, [5 ] но воли у меня было мало.

Наступили майские праздники. Мама, все приготовив, ушла к соседям.

На третий день я уехал за город, не предупредив ее, что не приду ночевать.

 Пришел домой четвертого после работы*,[6 ] но ее уже не застал.  Она умерла третьего вечером, когда в квартире никого не было.[7 ]

С компанией, которая не нравилась моей матери, я порвал. Не бросая работы, я подготовился к экзаменам и, сдав все на пятерки, внезапно понял, что радость, которой не с кем поделиться, теряет свою прелесть.

На втором курсе я рассказал все Олегу, с которым подружился. «Подлец!»- услышал я. Рассказывая о себе, я вдруг ясно понял, * [8 ]что убить человека можно своим равнодушием. Я понял это слишком поздно.

«Напиши все, о чем мне рассказал, - сказал однажды Олег.- Твоя мама хотела, чтобы ты писал, попробуй для нее…»

Та, которой я посвятил свой рассказ, никогда не прочтет и не узнает, что я всю жизнь буду стараться стать таким, как она хотела. Я взял себя в руки, ведь я – мужчина.

                                                                                                           По Е.Ауэрбаху

Предполагаемые вопросы к тексту

1) О чем пойдет речь в тексте с таким заголовком?

2) О чем сказала мать сыну?

3) О чем мечтал рассказчик в детстве?

4)В чем  выражалась самостоятельность рассказчика?

5)Понимая правоту мамы, что сделал рассказчик?

6)О чем узнал герой четвертого мая?

7) Какой была реакция сына на смерть матери?

 8)Что так ясно понял герой?

2. Беседа по тексту

-Какова тема текста? ( Дети не всегда понимают взрослых, сложные взаимоотношения родителей и детей, отцы и дети).

- Какова главная мысль текста?   (Убить человека можно своим равнодушием).

- Какие мысли родились у вас после прочтения текста? ( Ответы учащихся).

3. Проверка домашнего задания

Чтение 2-3   сочинений  на тему « Прости меня, мама!»

4.Работа в группах. (Звучит «Лунная соната» Бетховена)

Карточка №1

Прочитайте текст, найдите и отметьте сложносочиненные предложения. Докажите, что они  сложносочиненные. Составьте  схему одного предложения. Расскажите   все, что вы знаете о сложносочиненном предложении. Выполните полный синтаксический разбор  одного предложения (в тетрадях и у доски)

Карточка №2

Прочитайте текст, найдите и отметьте сложноподчиненные предложения. Докажите, что они  сложноподчиненные. Составьте  схему одного предложения. Расскажите   все, что вы знаете о сложноподчиненном предложении. Выполните полный синтаксический разбор предложения (в тетрадях и у доски)

Карточка №3

Прочитайте текст, найдите сложные предложения с несколькими придаточными, составьте их схемы, определите тип подчинительной связи. Выполните полный синтаксический разбор одного предложения (в тетрадях и у доски).

Карточка №4

Найдите в тексте предложения с прямой речью, составьте их схемы.  В одном из предложений замените прямую речь косвенной. Какое предложение по типу связи у вас получилось? Выполните его синтаксический разбор (в тетрадях и у доски).

Работа в паре (для тех, кто не любит работать в группе)

Составить диалог  «Что значит быть настоящим мужчиной?»

Оценивание ответов происходит с помощью жетонов разного цвета (оранжевый – 12-10 баллов, зеленый – 9-7 баллов, фиолетовый – 6-4 балла, белый – 3-1 балл).

Взаимооценивание в группах.

V. Рефлексия. Подведение итогов работы

1 Прием «Зебра»

Мне понравился урок, потому что…

Мне не понравился урок, и …

2.Оценивание учителем

 Мне хотелось бы закончить урок словами И.Бунина:
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.

V1. Домашнее задание ( по выбору)

1) Из художественной литературы выписать 6 сложных предложений. Составить схему и выполнить полный синтаксический разбор одного из них.

2) Написать сочинение-миниатюру «Лишь слову жизнь дана» (указать ССП И СПП).

3) Составить акротекст «Мамочка».

4)Упражнение 244 ( Учебник  «Русский язык.9»  Н.Ф.Баландиной).

До публікації на сайті Освітнього порталу "Академія" приймаються нові авторські конспекти уроків; методичні розробки; сценарії виховних заходів; зразки шкільних творів та переказів, які відповідають новій навчальній програмі.

Популярний ВНЗ

Національний фармацевтичний університет у м.Харкові

ФАРМАЦІЯ СЬОГОДЕННЯ – ВІДПОВІДАЛЬНІСТЬ ПЕРЕД МАЙБУТНІМ
Ректор університету
Черних В. П. Черних
Валентин Петрович –