Конспект уроку на тему: «Письмо строчной буквы н отдельно и в соединении с другими буквами»

Тип матеріалу: 
Предмет: 
Навчальний рівень: 

Рижевська Любов Миколаївна, вчитель початкових класів Сєвєродонецької загальноосвітньої школи І-ІІІ ступенів № 18 Луганської областіРижевська Любов Миколаївна,
вчитель початкових класів
Сєвєродонецької загальноосвітньої школи І-ІІІ ступенів № 18
Луганської області

 

 

Тема: Письмо строчной буквы н отдельно и в соединении с другими буквами.

Цель: учить детей писать сточную букву н отдельно и в соединении с другими буквами в слогах и словах; закреплять умение делать звуко-буквенный анализ слов; развивать память, речь, логическое мышление, внимание, наблюдательность; укреплять мелкую мускулатуру кисти рук детей; воспитывать аккуратность при выполнении письменных работ; прививать навыки здорового образа жизни; воспитывать патриотизм.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Беседа по материалам урока чтения (учитель обращает внимание на правильную осанку)

- Как погоняют лошадку? (Но-но-но)

 - Какой первый звук слышим? (Звук [н])

 - Как мама говорит малышу, что нехорошо драться? («Ну-ну!», «Нельзя!»)

Рассказ учителя по иллюстрации

«К чему приводят драки?» (физическая боль, травмы и т.д.)

«Как избежать драк?» (сделать замечание, побеседовать)

 -Какой первый звук слышим? (Звук [н’])

 - Что вы можете рассказать о звук [н]? о звуке [н’]?

- Как называется буква, которой обозначаются звуки [н] и [н’]? («Эн»)

- В названиях каких растений есть звуки [н] или [н’]? (РябиНа, калиНа, каштаН, сиреНь…)

Рассказ учителя о целебных свойствах калины (символ Украины)

Конспект уроку на тему: «Письмо строчной буквы н отдельно и в соединении с другими буквами»Калина является очень полезным растением, нашедшим применение, как в народной, так и традиционной медицине. Калину можно встреть как в садах, так в лесу - в виде дикорастущего растения. Калина получила широкое распространение в украинской культуре, о ее чудодейственных свойствах упоминается во многих сказках и преданиях. В народной медицине многих нардов мира используются кроме  ягод калины, так и отвары коры калины, отвары листьев, семена калины.● Ягоды калины известны как прекрасное средство для профилактики и лечения простудных заболеваний● Плоды калину благоприятным образом сказываются на работе сердца, улучшает способность сердца к сокращению.● Плоды калины являются отличным противовоспалительным и ранозаживляющим средством.● Отвар коры калины рекомендовано употреблять людям, страдающим заболеваниями верхних дыхательных путей.

2. Звуковой анализ слова 

- Отгадайте о каком растении идет речь?

Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клён)
А. Кочергина

Учитель демонстрирует картинку с изображением клёна

- Опишите листочки клена. На что они похожи? Какого цвета могут быть осенью?

А знаете ли вы, что клен дарит людям силы, покой, уравновешенность?

Предлагается просмотр серии фотографий кленов от зеленого к бордовому (метод цветотерапии)

Конспект уроку на тему: «Письмо строчной буквы н отдельно и в соединении с другими буквами»

 - Составьте предложение со словом клён.

Один ученик у доски, а остальные в тетрадях составляют звуковую схему слома клён:

̶   = •   ̶.

  1. Сообщение темы и задач урока

- Сегодня на уроке мы будем учиться писать строчную букву н отдельно и в соединении с другими буквами в слогах и словах.

IV.  Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Графический анализ буквы н

- Рассмотрите строчную букву н. Из каких элементов состоит буква? (наклонной палочки, прямой горизонтальной палочки и наклонной палочки с закруглением внизу.)

2. Письмо элементов буквы н

- Рассмотрите первую рабочую строчку. Как называется первый элемент? (наклонная палочка)

- Начинаем писать от верхней линии строки и доводим до нижней линии  рабочей строки. Соблюдать наклон при написании палочек вам поможет косая линия.

Учитель напоминает о правилах посадки и положении тетради при письме

   - Рассмотрите второй элемент. Из чего он состоит?

Учитель сообщает, что, прописав горизонтальную палочку, нужно оторвать ручку и написать наклонную палочку с закруглением внизу.

- А теперь, если мы соединим эти элементы, какая буква у нас получится? (н)

- Начинаем писать букву от верхней линии рабочей строки. Пишем наклонную палочку вниз. Отрываем ручку. От середины палочки пишем вправо горизонтальную палочку. Отрываем ручку. Затем от верхней линии рабочей строки пишем наклонную палочку внизу так, чтобы она посередине коснулась горизонтальной палочки.

- Пропишите в воздухе .

- Напишите букву в прописи по точечному контуру.

3. Письмо слогов с буквой н

- Прочитайте слоги мн

- Почему буквосочетание нм нельзя назвать слогом? (Нет гласной)

- Рассмотрите соединение в слоге на. Это среднее отрывное соединение.

- Пропишите слог.

- В каких словах встречается слог на?

Проводится  игра с мячом «Начало-конец». Например На – таша, на – шла и т.д. (Игротерапия)

- Прочитайте второй слог. (нё)

 - Как соединены буквы? (Безотрывно. Соединительный элемент буквы н ведем вверх и вправо до верхней линии рабочей строки, затем влево закругляем и пишем букву ё)

- В каких словах есть нё? (Нёс, днём…)

- Как соединены буквы н и ё? (нижнее безотрывное соединение)

4. Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки»

(Учитель напоминает, что дружить всегда лучше, чем ссориться, ведь с другом можно всегда играть, а значит хорошо проводить время, как эти две сороконожки)

Две сороконожки бежали по дорожке,

Бежали, бежали, друг друга повстречали.

Так друг друга обнимали, так друг друга обнимали,

Что едва мы их разняли.

5. Письмо слогов ан, ун, он

- Прочитайте слоги ан, ун, он. Как соединены буквы о, у, а с буквой н? ( верхнее безотрывное соединение)

- Пропишите слоги по образцам.

 - Какой слог может быть самостоятельным слово? (он)

- Составьте предложение со словом он.

V. Закрепление и осмысление знаний

1. Письмо слов она, оно

 - Прочитайте слова она, оно.

- Назовите ударный звук в слове она. ([a])

- Обозначьте ударение

- Как обозначена безударная гласная? ( Под безударной гласной стоит точка)

- Как произносится [о] в слабой безударной позиции? (Как звук [a])

- Внимательно рассмотрите, как соединены между собой буквы, и напишите слово по образцу.

- назовите ударный слог в слове оно? (но)

 - Обозначьте ударение. (ОНÓ)

 - Как обозначить безударный гласный? ( Точкой)

 - Обозначьте.

- Пропишите слово по образцу.

- Сколько слогов в слове оно? (Два)

- Докажите. (Два гласных – два слога)

2. Физкультминутка. Создается музыкальный фон . Метод музыкотерапии

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.                                         (Потягивания – руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы,

С ними подтянись и ты.                           (Потягивания – руки вверх)

Ветер дует иногда,

Только это не беда.                                   (Дети машут руками, изображая ветер)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.                                          (Наклоны)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

3. Работа с загадкой

 - Отгадайте загадку

Есть всегда он у людей,

Есть всегда у кораблей.  (Нос)

- Прочитайте первое слово следующей строки. (нёс)

- Охарактеризуйте первый звук. ([н'] – согласный, звонкий, мягкий)

- Какая буква указывает на мягкость согласного звука [н']? (ё)

 -Что интересного вы знаете о букве ё? (Буква ё всегда обозначает ударный гласный.)

4. Письмо нос, нёс по образцам (учитель обращает внимание на правильную осанку)

VI. Обобщение и систематизация знаний

  1. Письмо слов с буквой н

- Прочитайте слова в следующей рабочей строке. (осиНА, луНА, сметаНА)

- Сколько слогов в слове осина? (три)

- Докажите. (Три гласных)

- Назовите ударный гласный. ([и])

- Обозначьте ударение.

- Напишите слово рядом самостоятельно.

- Что вы можете сказать о звуке [у] в слове луна? (Гласный, безударный)

 - Напишите слово рядом

3.Игра «Собери слово»

 - Прочитайте слово в следующей рабочей строке (Сосна)

- Поставьте буквы в той очередности, как указывается над буквами. Какое слово получилось? (Насос)

- Напишите: сосна, насос.

 - Изменился ли состав букв? (Нет)

- А что изменилось? (Последовательность)

- Можно ли из букв одного слова составить новое слово? (Можно)

- Попробуйте: нос - …(сон), накат - …(канат).

 - Запишите в восьмой рабочей строке нос – сон, накат – канат.

4. Звуко-буквенный анализ

        - Найдите отгадки к загадкам (на рисунке)Конспект уроку на тему: «Письмо строчной буквы н отдельно и в соединении с другими буквами»

  • Я все знаю, всех учу,

          но сама всегда молчу. (Книга)

  • Два ножа, скрепленных вместе.

Не сидится им на месте:

Вырезают и кроят,

Вместе с нами мастерят. (Ножницы)

  • Предмет мебели. (Диван)

- Что вы можете сказать о позиции н в слове книга? (В середине слова)

- В слове ножницы? (В начале, в середине слова)

- В слове диван? (В конце слова)

- К какому слову составлена схема? (Диван)

4. Творческое занятие

Составьте предложение, где были бы все три слова: диван, книга, ножницы. (На страницах книги нарисованы ножницы и диван. На диване лежат книга и ножницы.)

VII. Итог урока

- Чему вы сегодня научились на уроке?

- Что было самым интересным на уроке?

Школьный прозвенел звонок,

Завершается урок.

Отдохнуть всех непременно

Приглашает…(перемена)

 

До публікації на сайті Освітнього порталу "Академія" приймаються нові авторські конспекти уроків; методичні розробки; сценарії виховних заходів; зразки шкільних творів та переказів, які відповідають новій навчальній програмі.

Популярний ВНЗ

Національний фармацевтичний університет у м.Харкові

ФАРМАЦІЯ СЬОГОДЕННЯ – ВІДПОВІДАЛЬНІСТЬ ПЕРЕД МАЙБУТНІМ
Ректор університету
Черних В. П. Черних
Валентин Петрович –